Цепилова, О., В малом индустриальном городе России.//[Электронный ресурс] .- Pro et Contra.-Том 7.-№ 1.-Зима.-2002.-С. 68-83
В малом индустриальном городе России
Ольга Цепилова
Социальные, политические и экономические реформы, начавшиеся в Советском Союзе в середине 80-х, привели к трансформации старых властных структур, разрушили действовавшие десятилетиями механизмы принятия решений, в том числе касающихся природоохранных вопросов, Сейчас формируются новые властные структуры. Субъекты принятия решений в области охраны окружающей среды пока лишь нащупывают свои будущие функции. Роль административных, законодательных и контролирующих органов, так же как предприятий и министерств, иностранных инвесторов, политических партий, общественных движений, средств массовой информации, по ходу оформления новой экологической политики остается неясной. При этом очевидно, что на возникновении и развитии механизмов принятия природоохранных решений сказывается региональная специфика: приоритетные направления экономического развития, политические традиции, степень развития общественных движений и т. д.
В этой статье я анализирую экологическую политику в городе Кириши Ленинградской области с населением 55 тыс. человек. Он развивается преимущественно как мощная индустриальная зона топливно-энергетического направления. В 1987—1991 годах в городе развернулось массовое экологическое движение.
Город Кириши
Во время Великой Отечественной войны Кириши (тогда еще поселок) были разрушены полностью. В 1960-м Верховный Совет РСФСР принял решение построить здесь энергопромышленный комплекс и одноименный город. Градообразующим предприятием стал огромный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), рядом с которым начали строить крупную электростанцию (ГРЭС-19).
В начале 70-х годов в городе вступает в строй крупное закрытое оборонное предприятие — опытное конструкторское бюро тонкого биологического машиностроения (ОКБ ТБМ). Его роль в истории города значительна и противоречива. С одной стороны, расширение ОКБ ТБМ вызвало приток большого числа высококвалифицированных молодых специалистов (как правило, выпускники лучших ленинградских технических вузов), что заметно повлияло на социально-демографические характеристики города и его социокультурную атмосферу. С другой стороны, развитие конструкторского бюро отчасти предопределило последовавшее строительство в городе биохимического завода (БХЗ; введен в строй в декабре 1974-го) по производству белково-витаминного концентрата (БВК). Этот продукт представлял собой кормовые дрожжи, изготовленные из очищенных жидких парафинов нефти, и использовался как пищевая добавка в животноводстве.
Идея строительства завода возникла потому, что:
• на НПЗ был избыток отходов нефтепереработки, пригодных для их использования в качестве дешевого сырья;
• быстрое и успешное развитие ОКБ ТБМ обеспечивало технологическую и кадровую основу для нового проекта:
• в промышленной зоне города была удобная строительная площадка для нового завода.
Аргументы в пользу строительства БХЗ казались советским чиновникам столь неоспоримыми, что, принимая решение, они пренебрегли тем фактом, что в промышленную зону Киришей уже входили два предприятия повышенной экологической опасности (НПЗ и ГРЭС-19), так что к концу 60-х годов экологические допуски были практически исчерпаны, При проектировании БХЗ природоохранную экспертизу фактически не проводили, ограничившись формальными процедурами. Таким образом, в середине 70-х в непосредственной близости от небольшого города сформировался промышленный монстр, впоследствии не только кормивший его жителей, но и калечивший и убивавший их.
За 1965—1989 годы население Киришей выросло с 20 до 55 тыс. человек. В городе открывались все новые мелкие и средние предприятия, при том что четыре индустриальных гиганта (НПЗ, ГРЭС-19, ОКБ ТБМ, БХЗ) продолжали наращивать свои мощности. Средняя заработная плата кири-шан в те годы была самой высокой по Ленинградской области, в то время как покупательная способность граждан была ограничена умеренными возможностями плановой экономики. Жителей все больше беспокоило состояние окружающей среды. На развитие городской жизни и на настроения киришан влиял многочисленный слой высокообразованных горожан, большая часть которых уже к началу 80-х была объединена в культурных обществах книголюбов, краеведов и т. п. Так в городе сложились серьезные предпосылки для сильного недовольства.
Первые и до тех пор осторожные перемены в общественной жизни в 1987 году послужили мощным импульсом для возникновения одного из первых в стране массовых общественных движений по поводу кризисной экологической ситуации. Выступления горожан не утихали в течение четырех лет и привели к весомым положительным результатам в политической, социальной и экологической сферах жизни Киришей, что впоследствии существенно повлияло на формирование местной экологической политики.
Киришское социологическое исследование
Когда в 1987-м под руководством местной общественной организации в Киришах с необыкновенной энергией и силой развернулось массовое экологическое движение, стало очевидно, что перед нами яркий и интереснейший феномен, безусловно заслуживающий пристального социологического внимания.
Выбор этого города в качестве объекта непосредственного изучения позволял понять, как функционируют общественные движения и как они влияют на политику в современном российском обществе. Кириши исследовали под разными углами зрения, с помощью полного арсенала социологических методов и долгое время (с 1989 года и поныне), что придавало социологической информации достоверность и полноту.
Были проведены массовые опросы населения по сравнительной методике в равноудаленных временных точках (1989, N = 950 '; 1993, N = 911; 1997, N = 1018 — выборки взрослого населения, репрезентативные по полу, возрасту и образованию) с целью зафиксировать тенденции экологических, социальных, культурных и политических доминант сознания населения Киришей; выявить приоритетность экологических проблем по сравнению с экономическими и социальными; обозначить специфику формирования экологической политики региона. Помимо этого, в 1989—2000 годах социологи проводили углубленные интервью с представителями городской администрации, основных предприятий города, лидерами движения зеленых; собирали данные медицинской статистики и сведения, характеризующие объективную экономическую и экологическую ситуацию в регионе; анализировали результаты избирательных кампаний; изучали публикации в местной прессе.
Теоретико-методологические основания исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составили понятия, положения и выводы современных теорий мобилизации ресурсов, коллективного поведения, относительной депривации, структуры политических возможностей. На первых этапах исследовательской работы, в связи с тем что в период кризиса и экологического бедствия в Киришах наблюдалось усиленное действие депривационных факторов, социологи применяли некоторые положения теории коллективного поведения и относительной депривации, получившие распространение в США в 50—60-е годы и наиболее ярко представленные работами Теда Гарра и Нейла Смелзера2.
С помощью теории мобилизации ресурсов и в терминах этой теории была описана история развития общественного экологического движения и выявлена его специфика по сравнению с движениями в районах относительной экологической стабильности3. Научное направление, которое активно развивалось в США в 70-е, особенно убедительно представлено работами Чарлза Тилли, Джона Маккарти, Майера Залда, Уильяма Гамсона и Антони Обершолла4 и получило название теории мобилизации ресурсов, исследовало прежде всего ресурсы и мобилизационные возможности организаций как решающих факторов возникновения общественных движений. Эта теория открывает хорошие возможности для анализа эмпирического материала о развитии общественных движений на территории бывшего СССР, особенно же, на мой взгляд, если те оказывались успешными и результативными.
На заключительном этапе исследования, при методологическом обосновании его результатов, наиболее существенное значение имела теория структуры политических возможностей: с ее помощью была охарактеризована институционализация общественных движений. Именно на этом этапе работы в центре исследования оказалось изучение процесса становления местной экологической политики.
Институционализацию общественных движений в литературе рассматривают, по крайней мере в четырех смыслах, как:
1) превращение в институт5, что соответствует классическому социологическому пониманию этого процессаб;
2) организационное оформление, профессионализацию и расширение сферы активности движения7;
3) вовлечение в институциональную деятельность всего движения или отдельных его членов, принятие движением требований официального общества и/или признание обществом правомерности требований движения, сопровождающееся включением их в повестку дня официальной политики8;
4) включение требований движения в программы устоявшихся легальных и легитимных партий и иных политических организаций9,
Эти представления об институционализации не исключают друг друга и вполне могут сосуществовать. Поэтому институционализированное экологическое движение можно представить как совокупность акторов, включающую в себя правительственных чиновников в природоохранных агентствах, ученых-экологов в правительстве, академические и другие некоммерческие исследовательские центры, инвайронменталистские организации и активистов 10. Другими словами, это совокупность организованных и неорганизованных действий и социальных агентов, связанных с проведением экологической политики, на основе осознанных инвайрон-менталистских ценностей. Институционализация означает превращение протестного движения в интегрированную часть или сторону общественной жизнедеятельности.
Зеленые на пути к эффективной экологической политике
Непосредственной причиной появления в Киришах экологического движения стало крайне неблагоприятное состояние окружающей среды, принявшее к 1987 году характер бедствия. Неуклонное ухудшение ситуации и стремительный рост заболеваемости, имеющей экологическую этиологию, горожане связывали с вводом в эксплуатацию биохимического завода.
Замечу, что к середине 80-х в городе созрели серьезные предпосылки для возникновения массового общественного движения. Его направление предопределил экологический кризис, он сформировал и в течение нескольких лет поддерживал настроения протеста у встревоженного населения. В рамках сложившихся социальных сетей вызрел «социальный капитал»11, послуживший основой первых гражданских инициатив. Их развитие подтолкнули и перемены времен ранней перестройки.
Роль детонатора сыграла крупная авария на БХЗ, случившаяся в январе 1987 года. Из строя вышли очистные сооружения на участке гидролизного производства. Подскочило число аллергических заболеваний, и резко выросла детская смертность. В городе вспыхнули беспорядки. На стенах домов появились надписи, требующие прекратить производство БВК, В апреле у здания горкома партии и исполкома горсовета стали собираться небольшие группы людей, пытавшихся протестовать против бездействия властей. Их разгоняла милиция. По городу ходили слухи, что в преддверии майских праздников к городу стягивают дополнительные силы милиции и войска. Несмотря на откровенные угрозы, множество горожан вышли на демонстрацию с плакатами, требующими закрыть завод и прекратить выпуск БВК. В голове колонны шли родители погибших за последние месяцы детей с портретами в траурных рамках. Обстановка была столь напряженной, что власти не решились предпринять какие-либо действия против демонстрантов.
Под давлением общественного мнения 17 мая 1987-го была зарегистрирована первая городская неформальная общественная организация под названием «6-я секция ВООП». К пяти официально действовавшим секциям Всесоюзного общества охраны природы (ВООП) киришские защитники окружающей среды решили добавить еще одну — общественную секцию «Движение против БВК». С 1987 по 1991 год, время активного функционирования организации, «6-я секция ВООП» насчитывала около 50 действительных членов. Секция была организована по иерархическому принципу: председатель, заместитель, ответственный секретарь, руководители и их заместители по отдельным направлениям деятельности, жестко подчиненные друг другу. Существовали и устойчивые горизонтальные связи между сильными группами поддержки на всех ведущих предприятиях города (исключая БХЗ) и во многих учреждениях. Горизонтальные связи делали возможными взаимодействие и кооперацию, вертикальные — поддержание авторитета и подчинение, На мой взгляд, смешанная вертикально-горизонтальная структура позволяла оперативно решать самые сложные вопросы и во многом предопределила результативность движения.
«6-я секция ВООП» умело действовала в финансовых вопросах: с первого дня своего существования она периодически собирала средства в поддержку «Движения против БВК». Активисты организации и группы поддержки обращались к горожанам за помощью по месту их жительства и работы. Успешной была и политика «6-й секции ВООП» по отношению к средствам массовой информации. Организация не только создала собственные СМИ, но и сотрудничала с региональными и всесоюзными медиа, Благодаря систематической работе с местными изданиями, удалось долгое время поддерживать живую заинтересованность горожан в решении экологических проблем. Обращение к региональным и всесоюзным СМИ помогло поднять проблему до общегосударственного уровня: жители небольшого промышленного города оказались в центре внимания всей страны. После принятия в августе 1990-го Закона о печати возможности ки-ришского движения в этом отношении намного расширились. К тому времени оно вступило в стадию институционализации и максимально полно воспользовалось новыми возможностями для выработки на местном, «парламентском» уровне специальной стратегии в отношении СМИ в деле формирования эффективной экологической политики.
Киришские зеленые вели себя по отношению к официальным структурам довольно жестко, но никогда не отказывались от диалога с властью, что, по-моему, не только отличало их от большинства их единомышленников времен начала перестройки, но и открывало доступ к дополнительным ресурсам, а в конечном итоге способствовало успеху движения п.
Киришские экологи пользовались широким набором различных тактик: они проводили общегородские митинги и демонстрации, собирали подписи под обращениями во всесоюзные и международные инстанции, организовывали активную информационную кампанию через СМИ и даже готовили общегородскую забастовку13. Одним из важнейших ресурсов движения стало использование не только неполитических методов, но и политических. С самого начала «6-я секция ВООП» придерживалась четко выраженных общедемократических политических и идеологических установок. Она занималась широким спектром вопросов общественно-политического развития, далеко выходя за рамки чисто экологических целей, что во многом предопределило долгую жизнь этой организации и весомые политические результаты ее деятельности.
С изменением характера выборов и появлением демократических местных советов неформальные группы получили возможность участвовать в подготовке и принятии различных решений, в том числе по охране природы. Тактика «6-й секции ВООП» и близких к ней групп радикально изменилась. У них появился реальный шанс влиять на политику и добиваться поставленных целей. В марте 1990 года 12 членов этой организации получили депутатские мандаты. Зеленые депутаты составили 10 проц. численности городского совета и могли рассчитывать на поддержку значительной части остальных депутатов, что позволило им образовать собственную фракцию м. Вплоть до роспуска горсовета в 1994-м фракция активно участвовала в решении всех политических, социально-экономических и экологических проблем города, уделяя особое внимание выработке общегородской экологической политики. За 1990—1994 годы зеленым удалось превратить вопрос о качестве окружающей среды в серьезную политическую проблему и создать в масштабах города действенный механизм экологической защиты. 30 проц. депутатских запросов в этот период были связаны с состоянием окружающей среды в Киришах. Совет принял подзаконные акты, препятствующие открытию новых вредных производств в городе и жестко регламентирующие экологические параметры деятельности уже действующих.
История экологического движения в Киришах — пример одних из самых результативных общественных действий начального периода перестройки на всем постсоветском пространстве. Успех этот не был случайным: «6-я секция ВООП» активно и гибко использовала как ресурсы, доставшиеся ей от старой политической системы 15, так и новые возможности, появлявшиеся по мере общественных перемен,
Экономическое благополучие и экологический риск
В наши дни Киришский район в экономическом отношении лидирует среди других административных единиц Ленинградской области. В этом регионе у него самые высокие производственные показатели, и он выступает в роли донора. По расчетам планово-экономического отдела киришской администрации в конце 90-х до 65 проц. совокупной прибыли Ленинградской области поступали из Киришского района. Таким образом, его социально-экономическая ситуация во многом определяет ситуацию всей области и уровень социального обеспечения ее дотационных районов.
Лидирующие хозяйственные позиции в городе занимает сегодня «Ки-ришинефтеоргсинтез» — дочернее предприятие «Сургутнефтегаза», нефтегазовой компании-монополиста по переработке нефти на северо-западе России. Завод вкладывает огромные средства в обновление и модернизацию производства, постоянно наращивает производственные мощности. Он исключительно выгодно расположен, а после того как будет завершено строительство комплекса портовых сооружений на Балтике, значение его многократно возрастет. ГРЭС-19, вторая по мощности 1б электростанция в регионе, поддерживающая тесные хозяйственные связи с предприятием «Киришинефтеоргсинтез», тоже увеличивает свои производственные обороты.
Несмотря на все усилия городского экологического движения, правительственное решение 1989 года о закрытии и перепрофилировании БХЗ не было выполнено в полном объеме. Производство белково-витаминно-го концентрата прекратилось лишь в 1993-м, причем по экономическим причинам. Выбросы пыли БВК в атмосферу города прекратились. Сегодня биохимический завод производит главным образом водку «Тигода», пользующуюся большим спросом на рынках Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Предприятие стало экономически стабильным, но две трети его производственных площадей пустуют.
Опытное конструкторское бюро тонкого биологического машиностроения в его прежнем виде уже не существует: оно разделилось на несколько акционерных обществ, крупнейшее из которых — Киришский завод биологического машиностроения; высокотехнологичное производство пока в полной мере не востребовано.
Таким образом, с экономической точки зрения в Киришах произошли серьезные структурные изменения: БХЗ и ОКБ ТБМ утратили свои первоначальные позиции, в то время как «Киришинефтеоргсинтез» и ГРЭС-19 стабилизировались и продолжают улучшать свое положение. В целом Ки-риши сегодня — благополучный в хозяйственном отношении город с сильной системой социального обеспечения.
Между тем экологическая ситуация там остается сложной. Учитывая социальные потрясения прежних лет, «Киришинефтеоргсинтез» не жалеет средств на природоохранные мероприятия, обновляет производственное оборудование, совершенствует технологии с учетом экологического фактора. Городские власти считают такую политику предприятия «умной и дальновидной». Однако, по сути, производство сохраняет высшую категорию экологической опасности.
В августе 2000 года два из шести энергоблоков ГРЭС-19 перешли на использование природного газа, но остальные четыре по-прежнему продолжают работать на мазуте, что существенно ухудшает экологическую обстановку в окрестностях.
Киришский район остается самым экологически опасным районом области. В 1998-м на одного киришца в атмосферном воздухе приходилось в 11 раз больше вредных веществ, чем на среднестатистического жителя области. По прогнозам специалистов, экологическая ситуация в городе в ближайшие годы не улучшится. Кириши нуждаются в сильной природоохранной политике и в постоянном экологическом контроле.
Таблица 1 Выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников по отдельным муниципальным образованиям Ленинградской области (в расчете на одного жителя, кг) *
|
|
1996 |
1997 |
1998 |
|
Всего по области |
1475 |
1313 |
1325 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
Киришский р-н |
1529,6 |
1454,8 |
1552,4 |
|
Пикалёво |
578,7 |
545,1 |
565,9 |
|
Кузнечное |
-- |
461,5 |
403,8 |
|
Сланцевский р-н |
422,2 |
264,6 |
204,7 |
|
Светогорск |
-- |
193,5 |
97,4 |
|
Лужский р-н |
105,3 |
124,1 |
60,3 |
|
Бокситогорский р-н |
156,5 |
83,1 |
87,6 |
|
Всеволожский р-н |
93,8 |
85,4 |
93,4 |
|
Выборгский р-н |
115,2 |
68,2 |
77,5 |
|
Кингисеппский р-н |
59,3 |
83,1 |
77,5 |
* В таблице приведены данные по первым 10 из 29 муниципальных образований области — в порядке убывания величины вредных выбросов. " Нет данных.
Источник. Муниципальные образования Ленинградской области '98. СПб.: Петербург-комстат, 1999. С. 98.
От институционализации движения к управленческой рутине
Мнения экспертов 17 и анализ официальных документов 18 приводят к выводу, что, благодаря деятельному экологическому движению 1987—1991 годов, природоохранное направление стало одним из основных в деятельности всех структур законодательной и исполнительной власти города,
Из интервью с Владимиром Пинесом 19, первым заместителем главы администрации Киришского муниципального округа: «В годы активного функционирования зеленые доставили нам немало хлопот. Не только пользы, но и вреда от них было немало. Взвинтили общественное мнение, несколько лет держали население в истеричном состоянии. Но если говорить о положительных последствиях их деятельности, то, безусловно, это радикальные перемены в городской природоохранной политике. После кризиса 1987-го вопросы экологической безопасности в нашем сложном регионе постоянно находятся под пристальным вниманием общественности. Это заставляет представителей всех ветвей власти уделять природоохранной деятельности повышенное внимание. Сил и денег мы на это не жалеем. Я бы сказал, что мы сейчас стараемся решать экологические проблемы с опережением, предупреждая их появление»,
Из интервью с Валерием Есиновским, председателем Киришского муниципалитета, бывшим лидером городского экологического движения: «В 1999 году мы ни разу специально не заслушивали на своих заседаниях чисто экологические проблемы. Но что бы мы ни делали — будь то решение вопросов социально-экономического развития города или предприятий, обсуждение проблем реконструкции предприятий, рассмотрение экстренных, чрезвычайных ситуаций в регионе, обсуждение специальных программ, — во всем присутствует экологическая составляющая. Это некий негласный закон. Я уже не говорю о том, что проекты и программы, требующие согласования с экологическими службами, в первую очередь тщательно проверяются на наличие именно этих согласований».
Сегодня система городского контроля за состоянием природной среды включает в себя следующие службы:
• Комитет охраны природы города — контролирующий орган, прямо подчиненный Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга. Осуществляет контроль и надзор за деятельностью всех предприятий вне зависимости от форм собственности; согласовывает перспективные программы развития города и района, разрабатываемые исполнительной и законодательной властью;
• Управление по чрезвычайным ситуациям. Создано в 1992-м и подчинено федеральному МЧС. С помощью самого современного дорогостоящего оборудования отслеживает экологическую ситуацию в регионе по многим показателям, призвано предотвращать экологические аварии и устранять их последствия;
• муниципальное предприятие «Центр экологической безопасности», Создано в 1996 году на базе отдела экологии районной администрации. На основе постоянного договора предоставляет администрации экологическую информацию, ведет изыскания, выполняет проектные работы и проводит экологические экспертизы;
• службы экологической безопасности на всех крупных предприятиях города 20;
• несколько мелких коммерческих экологических служб, выполняющих небольшой объем работ по хозяйственным договорам неключевых производственных направлений.
Из интервью с Юрием Головиным, директором Центра экологической безопасности: «В общих чертах система контроля за состоянием окружающей среды в городе та же, как и в других городах Ленинградской области, Это предусмотрено федеральным законодательством. Между тем, безусловно, существует киришская специфика. Это прежде всего отсутствие специальных экологических служб в органах исполнительной и законодательной власти. Есть ответственные лица, в ведении которых эти вопросы находятся, но на деле вопросами экологии повседневно занимаются абсолютно все представители как законодательной, так и исполнительной ветвей власти. Еще одно существенное отличие: большинство коммерческих договоров (и все крупные договоры) исполняются в нашем муниципальном предприятии и находятся под контролем администрации города. Думаю, что в таком опасном с экологической точки зрения районе это очень разумный подход».
Говоря об особенностях киришской экологической политики, следует добавить, что городская газета «Киришский факел» (в 2000 году у нее было 14,5 тыс. подписчиков) ведет постоянную рубрику «Экологический дневник». Во главе же муниципалитета с 1996-го стоит Валерий Есинов-ский, главный врач районной больницы, в прошлом лидер городского экологического движения.
То обстоятельство, что группа зеленых, оставаясь частью неформальной экологической организации, одновременно энергично действовала в городских властных органах, привело к институционализации их требований. Основные формы природоохранной деятельности в Киришах, в том числе те, что возникли по инициативе экологического движения, поначалу не пользовались официальной поддержкой, но постепенно ее завоевали. Контроль за состоянием окружающей среды превратился для всех ветвей городской власти в обыденное дело, «управленческую рутину», что придало ей эффективность и заслужило одобрение со стороны населения.
Общественное мнение об экологической политике
По данным опроса 1989-го, киришане считали опасную экологическую ситуацию первоочередной общегородской проблемой. Результаты опросов 1993 и 1997 годов показали, что со временем природоохранные вопросы утратили в глазах населения прежнюю остроту и были вытеснены на периферию общественного внимания экономическими и социальными проблемами. В ряду наиболее значимых городских проблем неблагоприятная экологическая ситуация занимала в 1993 году лишь седьмое место, к концу 1997-го ситуация мало изменилась.
Между тем, по моему мнению, относительно низкая значимость экологической проблемы не свидетельствует о том, что жители Киришей перестали видеть в защите окружающей среды одно из приоритетных направлений местной политики. Большинство респондентов не смогли сделать однозначный выбор между экономическим благополучием и безопасной средой (см. табл. 2). Число опрошенных, считающих, что материальное благополучие важнее экологически чистой среды, практически вдвое выше количества людей, отдающих предпочтение защите природы. Это вполне объяснимо, если учесть остроту экономической ситуации. Нетривиальным представляется отчетливое расслоение приоритетов и отсутствие безусловной поддержки экономических целей.
Изменение приоритетов в сознании киришан объясняется, по-моему, не только ухудшением их социально-экономического положения, но и тем, что экологическая политика городских властей дала положительные результаты. В таблице 3 приведены данные о том, как оценивали опрошенные их меры по охране окружающей среды.
По сравнению с 1989 годом, когда 70 проц. опрошенных резко отрицательно оценили природоохранную деятельность властей, произошел существенный сдвиг. Опрос 1997-го подтвердил, что экологическая политика властей весьма успешна. Положительная динамика заметна и по сравнению с оценками 1993 года. Хотя в 1997-м более четверти горожан не смогли выразить свое мнение, преобладание позитивных оценок очевидно. Только каждый десятый полагал, что власть бездействует. Большинство же считало, что она прилагает усилия, но при этом мнения разделились: четверть респондентов не ощущала никаких результатов, а пятая часть отметила сдвиги к лучшему. При этом усилия местных властей опрошенные оценивали выше, чем их же деятельность в социально-экономической сфере, в частности в области занятости и по сокращению преступности. Таким образом, ситуация кардинально изменилась: если в 1989-м население считало, что власти не справляются с проблемой пер-
Таблица 2 Выбор между социально-экономическими и экологическими целями (г. Кириши, 1993 и 1997 гг., %)
Индекс «социально-экономические/экологические приоритеты»21 |
1993* |
1997** |
|
Решение экономических и социальных проблем Отсутствие однозначной позиции Защита окружающей среды |
25 48 27 |
38 41 21 |
|
* N = 911 " N=1018 |
|
|
|
Таблица 3 Оценка жителями г. Кириши деятельности местных властей по решению экологических проблем (г. Кириши, 1993 и 1997 гг., %)
|
«Пытаются ли ваши местные власти решать проблемы окружающей среды? Если да, то с каким успехом?» |
1993* |
1997 ** |
|
|
Не прилагают никаких усилий для решения экологических проблем |
14 |
9 |
|
|
Пытаются решать экологические проблемы, но без ощутимых результатов |
34 |
26 |
|
|
Им удалось кое-что сделать для решения экологических проблем |
21 |
33 |
|
|
Им удалось многое сделать для решения экологических проблем |
2 |
4 |
|
|
Затруднились ответить |
29 |
28 |
|
|
* N = 911 " N = 1017 |
|
|
|
востепенной важности, то в 1993 и 1997 годах оно довольно высоко оценивало экологическую политику киришскои администрации, но перестало воспринимать охрану окружающей среды как главную задачу п. Думаю, что именно превращение городской экологической политики в рутинную деятельность муниципальных чиновников повлияло на столь резкое изменение общественного мнения.
От социального протеста к общественному участию
Система контроля за окружающей средой в Киришах построена теперь на стабильном основании законодательных и административных норм, а также обеспечена в финансовом отношении. Местная экологическая по литика вполне прозрачна, и население располагает сведениями о состоя нии окружающей среды. От экологических рисков город защищают спе циально созданные механизмы, но, к сожалению, они пока не приобрели устойчивого характера.
Первые серьезные успехи в формировании действенной экологиче ской политики были достигнуты в Киришах во многом благодаря протестной стратегии. По мере исчезновения с политической сцены не конвенционального участия, чрезвычайно важным становится сохра нить в сфере принятия решений конвенциональные стратегии. Можно предположить, что регионы, пережившие экологические кризисы и имевшие в своей истории массовые общественные движения, должны быть особенно восприимчивы к идеям общественного участия в процес сах принятия политических, экономических и природоохранных реше ний и наиболее благоприятны для активизации различных форм обще ственного участия.
Примечания
1 N — число опрошенных.
2 Gurr T.A. Causal Model of Civil Strife: A Comparative Analysis Using New Indices // Ameri can Political Science Rev. 1968. Vol. 62. No 4.
3 Цепилова О. Общественные движения в районе экологического бедствия: история воз никновения, развитие, социальные последствия (на примере г. Кириши) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. No 1. (В печати.)
4 Tilly Ch. Social Movements and National Politics // Statemaking and Social Movements: Essays in History and Theory / Ch. Bright, S. Harding (eds). Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 1984; Gamson W. The Strategy of Social Protest. Homewood, IL: Dorsey, 1975; Ober sholl A. The Decline of the 1960’s Social Movements // Research in Social Movements, Con flict and Change. Greenwich, Conn.: JAI, 1977; Social Movements in an Organizational So ciety / M. Zald, J. McCarty (eds). New Brunswick, N. J.: Transaction Books, 1987.
5 Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд во Казанского ун та, 1997. С. 107.
6 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социоло гии знания. М.: Медиум, 1995. С. 92, 96.
7 См., например: Offe C. Reflections on the Institutional Self Transformation of Movement Politics: A Tentative Stage Model // Challenging the Political Order: New Social and Politi cal Movements in Western Democracies / R. J. Dalton, M. Kuechler (eds). Cambridge: Polity Press, 1990; Mitchell R. C., Mertig A. G., Dunlap R. E. Twenty Years of Environmental Mobiliza tion: Trends Among National Environmental Organizations // American Environmenta lism: The U.S. Environmental Movement, 1970—1990 / R. E. Dunlap, A. G. Mertig (eds). Wash., D.C.: Taylor and Francis, 1992.
8 См., например: Dunlap R. E., Mertig A. G. The Evolution of the U.S. Environmental Move ment from 1970 to 1990: An Overview // American Environmentalism...
9 См., например: Kriesi H., Koopmans R., Duyvendak J. W., Giugni M.G. New Social Movements in Western Europe: A Comparative Analysis. L.: UCL Press, 1995. Особенно см.: Ch. 5. The Dynamics of Protest Waves.
10 Dunlap R. E. Trends in Public Opinion Toward Environmental Issues: 1965—1990 // Ame rican Environmentalism... P. 106.
11 О понятии «социальный капитал» см.: Патнэм Р. Чтобы демократия сработала: граж данские традиции в современной Италии. М.: Ad Marginem, 1996. При возникновении в Киришах неформального экологического движения роль «социального капитала» сыграли прежде всего общественные организации советской поры: «Общество кни голюбов» и «Общество краеведов». Эти гражданские, неполитические ассоциации возникли в 70 е годы и объединили в своих рядах значительную часть городской ин теллигенции. Накапливался «социальный капитал» и в коллективах основных город ских промышленных предприятий. Оплотом протестных настроений в городе уже в начале 80 х стала Киришская районная больница, коллектив которой во главе с глав ным врачом не только снабжал город по неформальным каналам сведениями о вред ном влиянии белково витаминного концентрата на здоровье, но и постоянно выносил на собраниях резолюции с требованием прекратить производство опасного продукта.
12 Так, уже летом 1987 года, после трудных переговоров с властями, «6 я секция ВООП» добилась официального разрешения установить в центре города стенд для размеще ния оперативной информации.
13 О готовящейся забастовке стачечный комитет поставил в известность правительст во СССР. 4 августа 1989 го Михаил Горбачев образовал правительственную комиссию, на основании выводов которой в ноябре 1989 года Верховный Совет СССР постано вил закрыть и перепрофилировать к 1 января 1991 го все восемь заводов этого про филя.
14 С этого времени киришское экологическое движение перешло от этапа массового развития к этапу институционализации. Но и тогда «6 я секция ВООП» не умерла, а просуществовала еще вплоть до декабря 1991 года, поддерживая с помощью налажен ных сетей координационную и информационную связь между «зеленой фракцией» горсовета и населением города.
15 Специфику киришского экологического движения и его очевидную успешность мож но показать, сравнив его с аналогичным ленинградским движением конца 80 х. Во -первых, многие экологические организации Ленинграда не захотели официально регистрироваться, чем, на мой взгляд, резко сузили свои возможности. Во вторых, в отличие от «6 й секции», ленинградские организации, как правило, строились по принципу «лидер + группа участников». Отвергая принцип демократического цен трализма, основная часть ленинградских зеленых отказывалась использовать какой бы то ни было тип вертикальной структуры, что тоже мешало им действовать эффек тивно. В третьих, финансовые возможности ленинградских экологов были крайне ограниченны: их касса пополнялась почти исключительно за счет членских взносов. У большинства организаций и групп не было продуманной финансовой политики, так как они явно недооценивали значение этого ресурса. К тому же основная часть представителей ленинградских экологических организаций стояла на позициях кон фронтации с властями, отказываясь обсуждать с ними даже организационные про блемы собственного существования. Что касается СМИ, то ленинградская пресса вто рой половины 80 х годов довольно широко освещала экологическую тематику и раз витие экологических движений. Думаю, что это заслуга прежде всего зеленых журна листов. Активисты ленинградских экологических организаций постоянно поддер живали связи с местными СМИ, не отказываясь также от контактов с зарубежными и всесоюзными каналами, но так и не выработали связную стратегию в этом вопросе. Не случайно в центральной прессе тех лет было больше публикаций о киришском зеленом движении, чем обо всех экологических инициативах Ленинграда, вместе взятых. И, наконец, вплоть до 1989 го ленинградское экологическое движение не прибегало к политическим методам достижения поставленных целей. Некоторые организации участвовали в выборах 1989 и 1990 годов, но без серьезного успеха.
16 После Ленинградской атомной электростанции.
17 Неструктурированные интервью проведены в марте—апреле 2000 го на тему «Специфика развития региона повышенной экологической опасности». Опрошено 25 представителей администрации города, руководителей ведущих предприятий, быв ших лидеров зеленых. Далее в тексте приводятся выдержки из интервью этой серии.
18 С 1989 года по настоящее время исследователи периодически анализируют прото колы заседаний горсовета (впоследствии муниципалитета), данные социально эко номической и медицинской статистики и официальные документы.
19 В конце 80 х Владимир Пинес занимал ответственные посты в киришской админи страции и был активным противником городского экологического движения.
20 Такие службы существуют на предприятии «Киришинефтеоргсинтез» (современное название НПЗ), на ГРЭС 19, на БХЗ.
21 Индекс (укрупненная шкала средних арифметических оценок) отражает ответы на следующие вопросы анкеты: «В настоящее время нередко возникают предложения о закрытии предприятий, загрязняющих окружающую среду, но реализация этих пред ложений может породить немало проблем: необходимость переквалификации, воз можное снижение заработков, трудности с устройством на работу и многое другое. Определите, пожалуйста, свою позицию в этом вопросе, оценив следующие утвер ждения (пятибалльные шкалы с полюсами “согласен” и “не согласен”):
1. Экономическая ситуация в стране не позволяет тратить значительные финансо вые средства на экологические мероприятия. В настоящее время приоритетным на правлением должно стать решение экономических и социальных проблем.
2. Предприятия, загрязняющие окружающую среду, необходимо закрывать и перепро филировать на экологически безопасные производства невзирая на экономические и социальные проблемы, которые неизбежно возникают при этом. Взаимосвязь между переменными 1 и 2: tau–b = –0.33».
22 В Санкт Петербурге сравнительный анализ дал обратный результат: высокую приори тетную значимость проблемы и низкую оценку эффективности экологической по литики властей.
Цепилова, О., В малом индустриальном городе России.//[Электронный ресурс] .- Pro et Contra.-Том 7.-№ 1.-Зима.-2002.-С. 68-83
При использовании любого материала с данного веб-сайта ссылка на http://www.kirishi-eco.ru обязательна.